Итернити
Электронная почта: office@iterniti24.ru
Позвоните нам: +7 (391) 287-08-80
Проложить маршрут
Перезвоните мне

Новости компании

Новости компании

До 2030 года грузовые вагоны продолжат набивать себе цену

30.11.2023 Ставки предоставления основных видов подвижного состава будут планомерно расти до 2030 года. Спрос в наиболее массовом сегменте парка – полувагонах (47% всего парка на октябрь) – характеризуется «как стабильно высокий, ограниченный развитием инфраструктуры на ключевых направлениях», прогнозируют аналитики Информационного центра операторов (ИЦО).

Эксперты ИЦО отмечают общую для всех родов подвижного состава проблему увеличения оборота (на 13% с 2021 года для полувагонов), что стимулирует закупку новых вагонов. При этом возможности их производства ограничены, а цены на подвижной состав растут.

Основным драйвером роста грузовой базы для полувагонов останутся уголь и строительные грузы, рост перевозок которых к 2030 году эксперты прогнозируют на уровне 7,2% и 9,6% соответственно по сравнению с 2023 годом.

Вторым драйвером будет списание. По оценкам ИЦО, выбытие полувагонов до 2025 года составит порядка 12 тыс. единиц, в то время как в 2026-2030 годах будет списано порядка 100 тыс. полувагонов, или 17% парка. В этой связи ожидается рост ставки аренды на уровне 19% и 14% в 2024 и 2025 годах и далее в среднем по 7% до 2030 года.

Проблема высоких цен на новые цистерны заметнее из-за более раннего наступления периода массовых списаний (минус 20% за 2024-2028 годы). Сейчас в сегменте имеется минимальный профицит парка в 7%, периодически снижающийся до 1%, тогда как комфортный профицит должен быть выше из-за сезонности спроса, ограничений по разрешенным номенклатурам нефтеналивных грузов, а также сложностей перехода с перевозок светлых нефтепродуктов на темные и наоборот.

Рост ставок ИЦО оценивает в 28% и 24% в 2024 и 2025 годах и в 8% в год до 2030 года. Еще лучшую среднегодовую динамику (9% в 2026-2030 годах) ИЦО прогнозирует для цементовозов, где ожидается сохранение дефицита парка при стабильном спросе. В ближайшей перспективе (2024–2025 годы) ставки должны прирастать на 22% в год.

Наиболее яркий сегмент, где ставки подстегиваются высоким спросом, – это зерновозы. Рекордный урожай прошлого года (крупнейший за пять лет) создал дефицит осенью прошлого года и взвинтил цены на зерновозы на 83% в декабре 2022 года по сравнению с августом того же года. Запасы прошлого года не успели вывезти до начала уборки нового урожая, который, хоть и будет меньше, займет, по прогнозам экспертов, вторую строчку за последние пять лет.

Дефицит зерновозов усугубляется ростом оборота на 12% к 2021 году и списанием в 2023 году 10% парка. Согласно прогнозам, дефицит зерновозов будет постепенно снижаться по мере строительства нового парка и стабилизации ситуации на сети. Хотя ставки, скакнувшие на 37% в 2023 году, продолжат расти с замедляющимися темпами в 24% и 9% в 2024-2025 годах, в дальнейшем прогнозируется снижение ставок примерно на 6% в год до 2030 года.

Напомним, за год ставки аренды на нефтебензиновые цистерны выросли на 32% - до 1800 рублей в сутки. Аренда полувагона подорожала на 24% - до 2080 рублей.

Возврат к списку